Гарячі новини

Юрий Латыш: "Черная мова, белые польты… и глорихантеры"

Публикация небольшого отрывка  из интервью Елены Стяжкиной «Отношения России и Украины – отношения колонизатора и колонизированных» вызвало небывалую дискуссию в группе "Историческая экспертиза" – аж 46 комментариев.
 
✅Хотя Стяжкина всего лишь процитировала Мыколу Рябчука, который много лет назад развил фаноновский тезис и пришел к выводу, что черной кожей в Украине был украинский язык.
 
✅Конечно, люди, которые в Украине никогда не жили, многого не видели. Многие жители РСФСР вообще не понимали, что такое национальные республики и жили, как бы сразу в СССР. Например, они вряд ли сталкивались с такой ситуацией. После Чернобыля в 1986 году родители вывезли меня, почти пятилетнего двуязычного ребенка (из-за чего разговорным языком чаще всего был суржик) в Крым. И я в симферопольском троллейбусе что-то сказал отцу на привычном языке. Сидящий напротив весьма упитанный мой ровесник (я бы сказал по-украински «опецьок», но в использовании украинизмов сейчас также видят признаки колониализма) тыкнул на меня пальцем и громко сообщил бабушке: «Смотри, какой ха-а-ахол». Я тогда еще не знал этого слова. Отец потом рассказал и объяснил, что здесь лучше говорить на чистом русском. Ситуацию эту помню, будто она произошла вчера. Чем не колониальная травма?
 
✅Поэтому я не воспринимаю языковых омбудсменов / обмудсвумен, инспекторов и прочих дебилов языковых активистов, пристающих к людям на улицах, в кафе и транспорте из-за языка. Личная травма порождает не месть, а понимание. Не верю, что донецкая девочка Елена Стяжкина, заговорившая на украинском в весьма взрослом возрасте, может иметь такую травму в своем бэкграунде.
 
✅Второй тезис Стяжкиной, что украинский язык воспринимался, как крестьянский, и отсюда якобы родилось пренебрежительное отношение к крестьянам. На мой взгляд, она путает причину и следствие. Скорее, из пренебрежительного отношения к крестьянам родилось пренебрежительное отношение к их языку. Этот городской снобизм легко обнаружить и во Франции, и в Германии, и в США, да и в Москве шуточек над «кОстрОмОй» или «рязанской деревней» всегда хватало (фильм «Криминальный талант» об этом). Причем, часто среди прочего издеваются именно над языком крестьян, далеким от литературных стандартов. Потому правы утверждающие, что в Киеве вряд ли издевались над украиноязычным профессором с правильным литературным языком и отождествляли его с «сэлом».
 
✅Кстати, выходцы из села весьма обижались на шуточки «городских», и многих это травмировало. А мы это не всегда понимали и подсмеивались над странной обидчивостью. Помню, как когда-то пошутил, что день освобождения Киева отмечается каждую пятницу. Подразумевалось, что выходцы из села на выходные едут домой, и население города существенно уменьшается. Получил кучу смайликов от киевлян и комментарий от коллеги из села, что это социальный расизм. Ему действительно было неприятно. Так что не язык здесь был главной причиной. И опять же, городская девочка Стяжкина должна была бы это понимать, так как в Донецк попадали не только украиноязычные, но и русскоязычные крестьяне. И разве это спасало их от снобизма «городских»?
 
✅Нужно еще отметить, что после первого, оранжевого, Майдана, выходцы из Донбасса тоже почувствовали себя в Киеве стигматизированными. И так же травматично, как селяне, реагировали на шуточки о «донецких» («не мочись в подъезде, ты не у себя в Донецке» и т.д.), пытались стать похожими на местных, скрывать свое происхождение, в том числе и путем перехода на украинский язык, который у них часто идеально литературный – ибо не родной.
✅Наконец, о том, что «порабощенный хочет подражать поработителю» и обесценивает себя, свою культуру, свой язык и т.д. Есть в футболе такое понятие «ГЛОРЫ» или «ГЛОРИХАНТЕРЫ» – те, кто болеет за команду, которая побеждает. Стоило «Челси», «Манчестер Сити» или «ПСЖ» обзавестись богатыми спонсорами и начать выигрывать трофеи, как по всему миру у них тут же нашлись сотни тысяч болельщиков-глоров.
 
✅Стяжкина описывает то же явление – глорихантерство. Глоры хотят быть, как все успешные – «крутыми» (вот же мерзкое словечко из бандитского лексикона 90-х, получившее второе дыхание сегодня – я от ректора слышал фразу «крутой доцент», тьху) и выше «серой массы». Помню среди моих одноклассников большинство имели чисто украинские фамилии (но при этом часть из них с фамилиями с окончанием на -ко имели запись в графе национальность «русский / русская»), и ни один из них не говорил на перемене и в быту на украинском. Более того, украинский воспринимали свысока, как что-то селянское и отсталое. И так было почти до конца 1990-х годов.
 
✅Зайдите на странички этих людей сегодня. Они все полностью украиноязычны и излучают тот же «городской» снобизм по отношению к русскому языку, который ранее излучали по отношению к украинскому. Более того, прочитав в школьные годы и Хвильового, и двух Кулишей, и Косынку, и Яновского, и всю-всю украинскую классику, они теперь пишут, что не знали своей культуры, которую от них якобы скрывали. Не знали, ибо это было не «модно», не «круто», не «успешно». Потому даже не помнят, что читали в школьной программе. ГЛОРИХАНТЕРЫ в белых пальто!
 
✅Из этой же серии президент Зеленский, которому в школе якобы не рассказывали о Волынской резне. Мне почему-то рассказывали, вернее я читал. В пятом классе прочитал Аркаса, затем взялся «грызть» Грушевского (ох, тяжело же шел его язык) и так далее. Но это было не «модно» и не «круто», и никто этих моих интересов не понимал.
 
✅Зато сегодня глорихантеры вдруг в одночасье полюбили "Дівчинку з ведмедиком" и "Місто" вместо "Мастера и Маргариты" и "Анны Карениной", колядки вместо "В лесу родилась елочка", вареники на Масленицу вместо блинов, перестали бухать на "майские" и стали употреблять "автентичні страви від Клопотенка" и печь "Пирог независимости". Разумеется, перешли на новоюлианский церковный календарь, хотя в церковь ходить так и не начали. В общем делают все, что им рассказали по телеку, чтобы быть "крутыми", "модными", "успешными", как все.
 
✅Можно, конечно, трактовать банальное глорихантерство, как «возврат к своим корням», «национальное возрождение» и т.д. Бумага стерпит.
 
✅А можно поставить вопрос иначе и констатировать, что мы живем в обществе ежедневного буллинга. И с детского сада до седых волос человек сталкивается с необходимостью быть «успешным», как все его окружение, и самоутверждаться за счет тех, у кого «неправильный» язык, плохая одежда, «неправильные» политические взгляды и т.д. Так индивидуальная идентичность растворяется в коллективной, приобретая фальшивые ценности и даже фальшивую память. Причем вся политика толерантности и программы борьбы с буллингом не привели ни к каким результатам. Да, теперь нельзя травить «ЛГБТ», зато можно травить прихожан «Украинской православной Церкви».
 
✅Наверное, самое омерзительное изобретение последнего десятилетие – это слово «ватник». А затем со всех сторон посыпался, как из рога изобилия поток дегуманизирующих словечек: «укропы», «хохлопитеки», «галицаи», «донбесы», «русня», «колорады», «свинособаки»… Я уже давно узнаю дурака по употреблению этой лексики.
 
✅Но журналисты и политики помогли внедрить это людоедство в повседневную речь. Ибо трудно убить человека, а вырвать укроп или раздавить колорадского жука – это просто и весело.

Юрий Латыш, украинский историк, заместитель главного редактора журнала "Историческая экспертиза"

Елена Гапова

Я, кстати, не впервые читаю у «вновь родившихся» языковых патриотов, что украинцы были в ссср, условно говоря, как чернокожие в Америке. Что не так совершенно.
 
  •  
  • Ответить
  • Отредактировано
 
 
 
Stanislav Ladnik
Вкину свои пять копеек. Я живу в Нью-Йорке, приехал сюда из Донецка в 2003, в 15 лет. Дома говорим только по-русски, но я свободно владею украинским (и да, он у меня, как написал уважаемый Юрий, идеально литературный). Когда я говорил, что знаю украинский и читал украинских классиков, знаю наизусть стихи Леси, Шевченко, Франка и тд, надо мной в прямом смысле ржали выходцы из Одессы, Киева, Харькова. Сегодня они все заделались суперпатриотами, не выучив ни единого слова на украинском. Я никогда не скрывал своего мнения, что в идеале РФ, РБ и Украина должны быть одной страной или союзными гос-вами и что если Украина не перестанет быть антироссией и майданить, ее сотрут с глобуса ластиком. Когда я его озвучиваю, начинается дикий вой, как, мол я могу и что они - украинцы и хотят независимости. На мое предложение двум украинцам перейти на украинский, совершенно искренне обижаются…
 
 
 
 
Irina Malyshko
Лена Стяжкина была комсоргом моей школы, одной из самых крутых и самых престижных школ Донецка, где учились дети партийных работников в том числе, все было как положено - умница, красавица, комсомолка. Сейчас она та же комсомолка, если партия скажет надо - комсомол ей ответит - есть. Идеология просто поменялась. Жаль только, что они - современные комсомольцы- сами начинают искренне верить в то, про что говорят. Но иначе они не могут, им нужно верить в свою идею
 
  •  
  • Ответить
  • Отредактировано
 
 
 
Georgiy Kasianov
"Причем вся политика толерантности и программы борьбы с буллингом не привели ни к каким результатам." - я много делал для внедрения толерантности - все зря. Первобытные инстинкты победили. Когда-то большевики способствовали разгулу ненависти и утробных инстинктов, теперь это же делают наши "публичные интылыктуалы"
 
 
 
 
Владимир Ищенко
Блестящий пост, спасибо!
О явлении рыдающих интеллектуальных "войсов"-патриотов из среднего класса, которые то как чернокожие, то как палестинцы, то найдут новый модный фрейминг для западной либеральной академии, Киевнаучфильм сделал мультик полвека тому назад.
https://www.youtube.com/watch?v=WxQ6MxcxjNM
 
 
 
 
Dmitri Stratievski
Я думаю, все же нужно проводить хронологические грани, четко отделяя один временной период от другого: РИ, СССР, независимая Украина до 2014, Украина 2014-2022, Украина после 2022. Иначе будет путанница во всём, от того, кого глорифицировали, а кого стигматизировали, до отношения к языку/языкам в обществе.
 
 
 
 
Friedrich Wilhelm
«зато можно травить прихожан «Украинской православной Церкви».
Ну це ж про МПЦ ви маєте на увазі?