Гарячі новини

Есть ли у жителей Донбасса свои интересы в Минском процессе и как их реализовать?

 

11 марта в газете «Зеркало недели» появилась статья Сергея Рахманина «Хождение по минскому полю». В Украине она стала одним из важнейших медиа-событий последней недели. В этой статье для любого луганчанина есть одно потрясающее место, где говорится, что «…главный коллегиальный центр принятия решений, так называемая "стратегическая семерка" (Порошенко, Яценюк, Гройсман, Турчинов, Ложкин, Аваков, Луценко) никогда не обсуждала проблему Донбасса». Высший слой политического класса страны кровь и слезы региона использовали исключительно для PR, для решения каких-то своих прагматических задач, но никогда всерьез не занимались проблемой реинтеграции оторванных от страны частей Донбасса в Украину.

Сейчас западные партнеры Украины пытаются воздействовать на нынешний правящий слой нашей страны -  с целью решить проблему Донбасса.

Решить так, чтобы самим избавиться от этой проблемы, ибо нынешняя правящая группировка Украины западными партнерами воспринимается как безнадежная. Уже прозвучали слова главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о том, что Украине в ближайшие 20 – 25 лет не видать членства в ЕС и НАТО. Осталось еще 6 апреля Нидерландам провалить соглашение об ассоциации Украины и ЕС, чтобы констатировать полное банкротство высшего руководства нашей страны.

Это самое руководство, как и его западные партнеры, продолжают повторять как мантру, что альтернативы Минским договорённостям нет.

Но Верховная Рада уходит на трехнедельный перерыв, потом - будет спикериада, потом - тягомотина с новым планом реформ, который никто изначально не планирует реализовывать. Потом -  вполне возможен перезревший роспуск парламента.

Возможно только после его обновления перед Донбассом замаячит какая-то перспектива.

Так вот об этой перспективе. Пока Минские договоренности являются предметом торга, обмана, хитрости между высшими руководителями ЕС, США и России, а также частично Украины. Чего в них нет, так это акцентирования интересов жителей самого Донбасса.

Имеют ли право жители Донбасса на артикуляцию своих интересов и должен ли к ним прислушиваться официальный Киев?

Если государство существует за счет наших налогов, то безусловно граждане Украины имеют право требовать, чтобы их интересы во всем этом процессе были первоочередными.

Попытаемся их изложить в нескольких пунктах.

Первое. Должны быть прекращены все мероприятия, которые определяются словом «блокада». Должно быть восстановлено нормальное официальное транспортное сообщение с городами и селами региона. Оно и так существует, но существует в теневой сфере. Точно так же существует движение товаров, но только нелегальное, обогащающее тех, кто контролирует с обеих сторон эти нелегальные процессы.  В регион должен осуществляться свободный ввоз лекарств. Последнее нужно подчеркнуть особо! От их отсутствия страдают в первую очередь незащищенные слои населения.

Второе. Должно быть прекращено мелочное выискивание пенсионеров и беженцев, которые не все время находятся по месту регистрации. Что касается пенсионеров, то они своим предшествующим трудом заработали пенсию и имеют право её получать, даже улетев на Марс. К своим гражданам нужно относиться как к гражданам, а пенсия это – не подачка от государства. В стране около 1,5 млн. беженцев. Правительство сейчас приостановило им все выплаты. Чего-то другого с его стороны для людей, оставшихся верными своему государству, не было предложено. За 1,5 года не появились доступные жилищные программы, не начало строиться приличное муниципальное жилье, которое граждане могли бы снимать за разумную цену. В больших же городах снять квартиру уже стоить от 5 до 8 тыс. грн. Это понятно: для бизнеса любая беда оборачивается прибылями. Государство для того и нужно, чтобы смягчать эти проблемы.

Третье. Донбасс как регион, а не только та территория, для которой придумана скребущая по нервам аббревиатура ОРДЛО (особые районы Донецкой и Луганской областей), должен получить широкие права в экономике и культуре. Регион настолько пострадал экономически, что без особого экономического статуса ему не подняться. Донбасс не нуждается в подачках. Нужно восстановление его промышленной базы на новых современных основаниях. Для этого инвесторы не должны бояться вкладывать сюда деньги. О культуре нужно сказать особым пунктом.

Четвертое. Донбассу должен быть гарантирован особый культурный статус. Это включает реальное украинско-русское двуязычие, которое должно быть закреплено законодательством. Донбасс не должен испытывать тревоги за свою культурную память, а поэтому к нему не должны применяться несовершенные нынешние декоммунизационные законы. Жители Луганска не должны бояться вспоминать, что Климент Ворошилов с августа 1917 г. был председателем Луганского совета и городской думы, а, следовательно, большевики в Луганске пришли к власти раньше, чем в Петрограде и пришли к ней путем выборов. И луганчане должны знать, что в их город не прискачут наемники воинствующих олигархов и не набросят трос на памятник Ворошилову напротив городского совета. Жители города должны сохранить память о походе своих предков на Царицын в 1918 году и об обороне 1919 года. И никто не должен мечтать о том, что бросится громить гранит памятника Борцам революции.

Пятое. В законе о выборах на неподконтрольных территориях, который еще только предстоит принять Верховной Раде, должно быть прописано право беженцев приехать в свои города, поселки и села и безопасно проголосовать. Эта безопасность должна быть гарантированной для всех и должны быть четко определены гаранты безопасности (не исключен и вариант международных полицейских сил). Более широко, должна быть решена проблема свободного возвращения всех, кто вынужден был уехать из своих домов.

Шестое. Следует вообще четче в ходе Минского процесса акцентировать внимание на безопасности мирных жителей. Речь идет о предотвращении в любой временной перспективе повторения обстрелов населенных пунктов. Все случаи, имевшие место в прошлом,  должны быть расследованы, а виновные определены и наказаны. Мирные жители должны не бояться попасть «на подвал» в Луганске или Донецке.

Седьмое. В Луганске и Донецке должна быть возобновлена работа украинских СМИ, а безопасность журналистов гарантирована.

Восьмое. В Луганске и Донецке должна быть гарантирована свобода мысли, свобода слова и свобода совести.

Девятое. Жители Донбасса за линией размежевание должны иметь возможность решать имущественные проблемы и делать записи актов гражданского состояния на свободной территории Украины.

Десятое. Территория Донбасса должна быть демилитаризована под международные гарантии. С неё должны быть выведены российские воинские части, части так называемых «ДНР» и «ЛНР», а также украинские добровольческие образования. При выборах на Донбассе из них должны быть исключены политические партии, имеющие милитарные формирования. В принципе, конечно, деятельность таковых в Украине должна быть просто запрещена.

Это тот минимум требований, которые отражают интересы жителей Донбасса и которые должны быть учтены в Минском процессе.

Илья Кононов, Ostrovok